• Главная
  • Артисты
  • Люди театра
  • История
  • Билеты
  • Пресса
  • Отзывы
  • Контакты
  • Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия
    Касса театра: 38-07-03
    Администраторы: 47-25-33
    Репертуар Афиша План работы Наши достижения Гастрольно - выездная деятельность Оценка качества Документы

    "Власть тьмы"

    Премьерный урожай

    У актеров Республиканского национального драматического театра с этой недели официально начался отпуск. Увы, летних гастролей на сей раз не случилось. Да, любые издержки сейчас принято списывать на мировой финансовый кризис. Однако минувший сезон в национальной драме оказался достаточно плодотворным. Выпустили шесть новых постановок, не считая внеплановый экспериментальный спектакль «Вторая смерть Жанны д” Арк», созданный молодыми актерами мордовской труппы в сотворчестве с коллегами Республиканского театра кукол. В итоге репертуарная афиша пополнилась комедией Александра Островского «Не в свои сани не садись» - на эрзянском языке, мелодрамой «Уроки радости» по повести английской писательницы Элеонор Портер – на мокшанском, совместным с фолк-арт – группой «Морденс» музыкально – этнографическим представлением «Эрямонь парь» («Наследство жизни»). Сделали новую сценическую версию пьесы Григория Меркушкина «Генерал Пуркаев». Ребятне зимой презентовали «Супер зайца», а под занавес сезона режиссер кукольников Лилия Шахова (она, кстати, ранее была причастна к появлению «…Жанны д”Арк») поставила в национальной драме сказку – аттракцион «Молодильные яблочки».

    Все эти постановки уже выдержали экзаменационные испытания «на зрителя». Более того, «Уроки радости» не только заслужили признание местной публики, но и произвели настоящий фурор на Межрегиональном фестивале имени Евгения Евстигнеева в Арзамасе. А Екатерина Исайчева, сыгравшая там 11 –летнюю главную героиню, удостоилась в Арзамасе фестивальной награды  «За лучшую женскую роль».

    Испанские «Чудеса…» - на саранской сцене

    Правда, зрители пока не видели еще один спектакль по комедии Лопе де Вега, чьи пьесы вообще – то пользуются неизменной популярностью как на театральной сцене, так и в кинематографе (достаточно вспомнить замечательные музыкальные телеэкранизации – «Собака на сене» с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским, «Учитель танцев» с Владимиром Зельдиным). Но наш национальный театр впервые обратился к творчеству испанского драматурга, в качестве постановщика ангажировав главного режиссера Зареченского ТЮЗа Виктора Боярова.

    Во-первых, с ним уже сложилось удачное сотрудничество при работе над мелодрамой  Валентины Мишаниной «Толмар» («Потусторонний свет»). Кроме того, хотя Виктор Николаевич родился в Пензенской области, вырос в русскоязычной языковой среде, но имеет мордовские корни, что, по его словам, помогает находить взаимопонимание с артистами Мордовской драмы.

    А для постановки в Саранске выбрали отнюдь не затертую пьесу Лопе де Вега под витиеватым названием «Чудеса пренебрежения». Спектакль практически готов, осталось лишь его «одеть, обуть». Премьеру обещают показать в следующем сезоне.

    Спектакль по опальной пьесе

    Разумеется, возникает резонный вопрос: почему в Национальном театре мало ставят пьесы мордовских драматургов? Проблема обуславливается объективными и субъективными причинами. У главрежа Национальной драмы Юрия Андреева год назад родился замысел оригинального сценического прочтения притчевой пьесы Валентины Мишаниной «Куйгорош». Режиссер задумал, полностью исключив бытовую бутафорию, выстроить действо вокруг раскачивающихся качелей, какие издавна возводились за сельской околицей. Однако драматург категорически не согласился с такой образной подачей. В итоге спектакль так и не состоялся.

    Однако в начале нового сезона, как раз к V съезду мордовского народа Юрий Андреев готовит премьеру по поэме – сказке Я. Кулдуркаева «Эрмезь».

    Эпос о любви эрзянского парня Эрмезь и мокшанской девушки Котовы сюжетно близок шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Преградой к счастью юных влюбленных оказывается давняя вражда между их родовыми кланами одного мордовского племени. А примиряет враждующие семьи гибель молодых представителей рода.

    По сути, стержневой темой поэмы звучит осуждение войн, утверждение идеалов любви, взаимопонимание народов. Тем не менее, сталинская цензура углядела в произведении Я. Кулдуркаева антисоветское подстрекательство и в 1938 году автора репрессировали. Около 20 лет он провел в лагерях, а его имя было надолго вычеркнуто из истории мордовской литературы. Лишь после смерти Сталина в 1958 Кулдуркаева реабилитировали, его эпическую поэму «Эрмезь» официально признали «одним из лучших достижений национальной литературы».

    Вне плана

    «Власть тьмы»

    Уважения заслуживает энтузиазм артистов. Даже без гарантированных постановочных средств они выкраивают время и помимо основного расписания самостоятельно репетируют новую внеплановую постановку.

    Актриса Тамара Весеньева (на сей раз в роли режиссера) и ее коллеги обратились к драме Л. Толстого «Власть тьмы», написанной на основе реального уголовного дела крестьянина, убившего ребенка, которого родила соблазненная им падчерица.

    Между прочим, эта пьеса в свое время тоже подвергалась цензурному запрету. А теперь, увы, вновь обрела актуальное звучание. Беспросветная жизнь забытых Богом, а главное – забывших Бога людей обречена на самоуничтожение – физическое и духовное.

    Гастрольный сентябрь

    После летних каникул Мордовская драма отправится на гастроли в Сызрань. В их гастрольной афише: этнографическое представление «Эрямонь парь», комедии – «Малинова пора», «Не в свои сани не садись», мелодрама «Уроки радости». А саранские зрители в сентябре познакомятся с творчеством сызранцев.

    Мила Мельникова (Газета «Известия Мордовия» 22 июля 2009, стр.5)